[Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос... дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).
Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери - свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 245).
«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской (сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля, 60-х гг. XVI в. из Дмитрова (ЦМиАР), XVI в. (ГИМ), 1680 г., из Калуги (ЦМиАР) и др.), а также как самостоятельный сюжет (на иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ), 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из ц. мучеников Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ), кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.). Наибольшее распространение Б. и. в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII в., что могло быть связано с известностью Тихвинского мон-ря и почитанием его главной святыни.